ЯХИН РУСТЕМ МУХАМЕТХАЗЕЕВИЧ

Рустем Мухаметхазеевич Яхин родился 16 августа 1921 г. в Казани. Первоначальное музыкальное образование получил в Первой музыкальной школе. Директор школы Р. Л. Поляков и педагог по специальности А. В. Чернышева приняли деятельное участие в судьбе своего питомца. По их совету Яхин поехал в Москву, где с 1937 г. учился в музыкальном училище как пианист (класс А. Г. Руббаха), а в 1941 г. сдал вступительные экзамены и Московскую консерваторию, но началась война.
В годы Великой Отечественной войны Яхин был стрелком в зенитно-артиллерийской дивизии, а затем служил в Ансамбле песни и пляски. После войны стал учиться в Московской консерватории в классе композиции. Одновременно занимался и в классе специального фортепьяно. В 1950 г., окончив консерваторию по классу Ю. А. Шапорина, Яхин вернулся в Казань. После педагогической работы в Казанской консерватории (1950—1952) он целиком сосредоточивает свое внимание на творчестве.
Начало творческой деятельности Яхина приходится на 50-е гг., период, когда в молодой профессиональной музыке уже были освоены музыкально-театральные формы и жанры, сложилась сумма выразительных приемов и средств. Было бы естественно, если бы молодой композитор подхватил и продолжил искания в уже традиционных для татарской музыки направлениях, но он начал с освоения новых для национального искусства областей и в каждой из них оказал свое слово.
Дипломной работой Яхина при окончании консерватории стал фортепьянный концерт, историческая ценность которого не ограничивается там, что это первый инструментальный концерт татарского композитора. Произведение Яхина — не робкая проба пера в незнакомой сфере, а одно из самых высокохудожественных, эмоциональных ярких и захватывающих произведений татарского искусства. Такой свободы и естественности в трактовке фортепьяно и использовании виртуозных, и красочных возможностей инструмента не достиг, пожалуй, никакой другой татарский композитор.
Уже ранние сочинения композитора — поэма для скрипки и фортепьяно, сюита и поэма для фортепьяно, первые в национальной музыке фортепьянная и скрипичная сонаты — изменили представление о возможностях инструментальной музыки на национальной основе. Они заметно обогатили татарскую камерную литературу, представленную до Яхина на концертной эстраде лишь несколькими произведениями. Сохраняя привязанность к инструментальной музыке на всем протяжении творческого пути, композитор вносит заметный вклад в развитие камерных инструментальных жанров в Татарии.
Названия многих фортепьянных пьес композитора — ноктюрн, прелюдия, вальс-экспромт, музыкальный момент — вызывают невольные ассоциации с Шопеном, Шубертом, Рахманиновым, авторами вдохновенных романтических произведений. Но Яхин нигде не следует известным образцам и формулам. Его пьесы — плод свободной фантазии. Каждая из них воспринимается как импровизация, как непосредственное излияние чувств художника и слушатель как бы присутствует при рождении тех форм, в которые облекается образное видение композитора. Запечатлевая в звуках мгновения поэтического вдохновения, прекрасные душевные порывы сочинения Яхина свидетельствуют о романтической одухотворенности их творца. Пожалуй, Яхин самый романтический из татарских композиторов.
В произведениях Рустема Яхяна татарская фортепьянная музыка поднимается на уровень профессиональной музыки европейской традиции. Особенно следует отметить проникновение в татарскую музыку подлинно фортепьянной фактуры, настоящее владение которой доступно лишь тем композиторам, которые сами являются и профессиональными пианистами. И действительно, Рустам Яхин не только первый пианист среди татарских композиторов, но и вообще первый татарский пианист-солист, занимающийся концертно-исполнительской деятельностью. В концертных программах Яхина большое место отводилось сочинениям русских и западно-европейских классиков, но со временем он сосредоточился на исполнении собственных произведений. Незабываемы ярко-виртуозные авторские исполнения фортепьянного концерта, подлинным артистизмом, изяществом, необыкновенной точностью отличаются его исполнения собственных фортепьянных миниатюр. Яхин много концертировал с певцами М. Булатовой, В. Шариповой, А. Аббасовым, 3. Хисматуллиной, Э. Залялевдиновым, скрипачами М. Ахметовым, Ш. Монасыповым. Выступления в Москве, Ленинграде. Ташкенте, Киеве, Ульяновске, творческие и исполнительские контакты с Ермеком Серкебаевым, Алексеем Кривченей, Ниной Поставничевой, Халидой Ахтямовой, Зариус Шахмурзаевой и другими крупными исполнителями нашей страны способствовали укреплению интернациональных связей татарской музыки. Концерты Яхина в районах и городах республики в 50-е гг., когда радиоконцерты и телевизионные музыкальные программы не приобрели современного размаха, способствовали воспитанию татарского народа на прекрасных образцах высокопрофессиональной музыки в интерпретации блестящего исполнителя. Яхин много сделал и для пропаганды татарской народной песни, достаточно вспомнить хотя бы записи, сделанные в содружестве с Марьям Рахманкуловой.
Сделав многое для развития татарской камерно-вокальной музыки, Яхин внес свой вклад и в развитие татарской песни. Его песни о Татарии, Казани, наших современниках неоднократно отмечались премиями республиканских конкурсов и удостоены в 1969 г. Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая. Герой вокальных произведений Яхина меняется вместе со временем. В ранних романсах и песнях мы встречаемся с молодым человеком, вступающим в жизнь. Это мечтатель, преклоняющийся перед красотой и гармонией мира. Он полон светлого ожидания свершения надежд, весь устремлен к счастью («В душе весна», «Тебя желанней нет», «Забыть не в силах я», «Волны»). Затем, наряду с любовной линией, выдвигается гражданская тематика и вместе с ней появляется человек долга, ощущающий свою ответственность перед Родиной, народом, искусством. Прославляется духовная красота нашего современника-хлебороба, нефтяника, строителя новых городов, врача, учителя, работника милиции. Со временем композитор все чаще обращается к теме Родины. В его песнях о героях гражданской и Великой Отечественной войн («Песня бойцов Тат-бригады», «Азинские полки», «Баллада о двенадцати батырах») преобладает волевое начало, раскрывается мироощущение мужественных и сильных людей, не теряющих силы духа даже в преддверии смерти. Все более значительными становятся героико- и лирико-эпические образы, связанные с темами героического прошлого татарского народа («Бахтияр батыр», «Девушка Айсолтан») и природы родной страны («Не улетай, соловей»). В произведениях последнего времени большое место занимает тема раздумий о пройденном жизненном пути («Дуют ветры», «Мои знакомые ивы»), по-новому предстают как лирические, так и гражданские образы, знакомые по творчеству предшествующих лет.
Музыка Яхина, как правило, оптимистична, заметную роль играют в ней эпические элементы. Легкая элегическая грусть, задумчивость, мимолетная тень печальных раздумий лишь на мгновение завладевают композитором. Его герой — цельный, мужественный человек, тесно связанный с родной природой, народом, страной.
Хорошо чувствуя поэтическую речь, Яхин всегда стремится воспроизвести индивидуальную манеру тех авторов, к творчеству которых он обращается,— С. Хакима, М. Нугмана, А. Ерикеева, Н. Арсланова, М. Хусаина, Н. Даули, Р. Файзуллина, Г. Зайнашевой. Его музыку отличает близость к речевой интонации и поэтической метрике. Мелодия развертывается максимально естественно, так, как читается стихотворение. В этом отношении выделяются романсы на слова Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля, где композитор чуток не только к содержанию и образам, но и к отдельным словам текста.
Поэзия Габдуллы Тукая еще недостаточно освоена татарскими композиторами. Обращение к ней ставит перед композиторами серьезные задачи, требует зрелости и определенности гражданской позиции, умения найти новый поворот в музыкальном освещении творческого наследия великого поэта. За исключением нескольких праздничных песен Дж. Файзи до Яхина стихи Тукая в татарской профессиональной музыке были связаны с песнями лирического и лирико-эпического, причем большинство из них было предназначено детям. Рустем Яхин, выбрав стихотворение, раскрывающее глубокую философскую тему, трактует его в драматическом плане и указывает одно из новых направлений в музыкальном прочтении поэзии Тукая. В романсе Яхина ясно ощущается не только воздействие поэтической манеры Тукая, прямо диктующей какие-то особенности мелодической линии, ритма и структуры произведения, но я раскрываются какие-то черты личности поэта. Романс идет как бы от его имени, воспринимается как монолог самого Тукая, его можно считать музыкальным портретом великого поэта.
Особенно сильно умение Яхина раскрыть не только содержание, но я воссоздать средствами музыки духовный облик его творца проявляется в цикле «В моабитском застенке», созданном в 1954 г. Наряду с песней Салиха Сайдашева «Песни мои» это первый отклик в татарской музыке на публикацию моабитских тетрадей Мусы Джалиля. Еще не появились исследования знаменитых стихотворений, еще не прошло достаточно времени, чтобы во всей полноте охватить и осознать мир образов и идей Джалиля, но в своем горячем эмоциональном отклике Рустем Яхин сделал безошибочный выбор именно тех стихотворений («Песни мои», «Лишь бы волюшка была», «Былые невзгоды...», «Последняя песня», «Палачу»), которые станут как бы олицетворением самых существенных черт Джалиля — узника Моабита.
Романсы композитора открыли для татарской музыки мир юношеской восторженности, романтических порывов, трепетной взволнованности. Он ввел в татарскую музыку элегичность, мятежность, патетику. Он сделал первые шага к драматизации вокальной музыки. И весь этот новый строй чувств был немедленно принят слушателями и в настоящее время Яхин один из самых исполняемых. Его музыка одинаково близка и слушателям концерта самодеятельности в непритязательном сельском клубе Татарии и искушенной аудитории академического концертного зала. О популярности
музыки Яхина свидетельствует хотя бы тот факт, что на X конкурсе вокалистов имени М. Глинки сочинения композитора включили в свои программы более тридцати конкурсантов из разных городов нашей страны.
Мелодика Яхина органически связана с национальным фольклором, что проявляется в типе мелодической линии, структуре мелодии, методах развития детонационного материала, особенностях песенного и общего ритма. Как это ни странно, мелодия многих романсов, отмеченных печатью новизны, часто основывается на чистой пентатонике. Но следуя общим принципам народных песен, Яхин никогда не пользуется их характерными интонационными комплексами. Нет у него прямой связи и с бытовыми жанрами. Его рассчитанное на предельно демократическое восприятие искусство исходит не только от быта и фольклора, сколько от высоких образцов профессионального искусства.
Сочетание отточенного профессионализма с сознательной ориентацией на самое демократическое восприятие делает его музыку близкой слушателям разных национальностей. Тем более что, оставаясь композитором, глубоко постигшим духовный строй своего народа, Яхин легко и органично пользуется средствами, найденными и утвержденными как русскими, так и западно-европейскими композиторами. Яхин расширяет возможности татарской музыки, развивая в новых условиях традиции Чайковского и Рахманинова, европейских романтиков XIX века, импрессионистов и через это знакомое инонациональный слушатель легче входит в богатый и разнообразный мир образов татарского искусства.
Рустем Яхин никогда не останавливается на достигнутом, никогда не эксплуатирует удачные находки, не ищет легкой популярности. Он все время идет вперед, ставит перед собой все новые задачи. И в этом залог постоянного обновления его искусства, непрекращающегося творчества.
Яхин удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств ТАССР (1964), Гос.пр. ТАССР им. Г.Тукая. (1959), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1970), народного артиста РСФСР (1980), награжден орденами и медалями СССР.

Последнее обновление: 21 декабря 2017 г., 15:33

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International