Государственный земельный надзор

 Государственный земельный надзор, это надзор за использованием и охраной земель. Таким видом надзора на сегодняшний день занимаются три организации – Росреестр, Росприроднадзор и Россельхознадзор. Необходимо отметить, что контроль за землей состоит из двух составляющих: контроль за землей как за объектом гражданских прав и контроль за землей как природным объектом и природным ресурсом, представляющий собой часть экологического контроля. Законодательство Российской Федерации гарантирует защиту прав граждан, в том числе и на землю; такие права как раз и являются гражданскими правами, на защите которых стоят государственные инспектора по использованию и охране земель - сотрудники нашего Управления Росреестра по Республике Татарстан. Экологический контроль за землей осуществляют, соответственно, Россельхознадзор и Росприроднадзор.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1 от 2 января 2015 года утверждено новое положение о государственном земельном надзоре. С принятием данного постановления произошли некоторые изменения.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;

б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

в) требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

г) требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);

д) требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

е) обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

ж) требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

з) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Функции по надзору за обязательным использованием земель сельскохозяйственного назначения, регулируемых Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», исключены из полномочий Росреестра и переданы  Россельхознадзору.

Хотелось бы также отметить о новшествах в законодательстве, ожидаемых весной 2015 года. Это проект федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ», который находится на стадии принятия Государственной Думой Российской Федерации, согласно которому многократно увеличиваются размеры штрафов по статьям, отнесенным к компетенции Росреестра. Штрафы будут исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Мера наказания будет применяться дифференцированно, в зависимости от площади нарушения и его местоположения. Чем больше площадь нарушения, тем больше будет размер штрафа.  Данные изменения должны вступить в силу с 1 марта 2015 года. С введением новых размеров штрафов, к примеру, минимальный штраф за самовольное занятие земельного участка в отношении физических лиц может составить 10 тысяч рублей, в отношении юридических лиц 100 тысяч рублей. Хотелось бы довести данную информацию до всех с целью предостеречь от возможных нарушений в области земельного законодательства.

Последнее обновление: 10 марта 2015 г., 15:34

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International