В 1914 году начинается строительство транссибирской железнодорожной магистрали. На этой магистрали на территории Сабинского района РТ и расположился в глухом лесу разъезд Иштуган, названный так в честь расположенной в 3 км. Удмуртской деревни Иштуган Кукморского района.
Основное развитие поселок Иштуган получил в период становления Шеморданского леспромхоза, организованной для заготовки и отправки лесопродукции: стройлес, рудстойки, дров для топки паровозов. В основном лес отгружался на Украину, Белоруссию для восстановления разрушенного войной народного хозяйства.
Сотни подвод, тысячи людей заготавливали, вывозили и грузили лес на вагоны на станциях Миндюш и Иштуган.
Первые вагоны отгружены в Иштугане в 1947 году.
В 1952 году строятся два 16 квартирных барака, начальная школа, контора, столовая, магазин.
Устанавливается шпалорезка и строится в 1950 году лежневая лесовозная дорога Иштуган-Лесхоз, по которой круглосуточно, по часовому графику вывозятся сортименты на нижний склад.
Газогенераторные автомобили заправлялись деревянными чурками. В этот же период устанавливается первый паровой локомобиль «Грамм» вырабатывающий электроэнергию. Позднее он заменяется на локомобиль «Людинец», вырабатывающий 250 квт. эл.энергии.
Объём заготовки и вывозки из лесов Сабинского лесхоза достигает 120 тыс.куб.м.
Шеморданский лесхоз одним из первых в Союзе в 1955-56 годы осваивает хлыстовую вывозку леса на нижний склад.
Был период, когда валка леса осуществлялись в три смены, при свете прожекторов.
Приказом министра Орлова, Шеморданский леспромхоз был награжден автомобилем ГАЗ-169.
Немалую долю во внедрении передовых новшеств в заготовке и вывозке леса, механизации Нижнескладских работ в развитии технического творчества внес главный инженер леспромхоза Сибгатуллин Н.И. в период 1950-1963 г.г.
В 1947 году на нижнем складе Иштуган был отгружен первый вагон лесопродукции. Строятся база, жилье.
В 1952 году в начальной школе обучали детей: Анас Абдуллович и Аппазов Халиль.
Детский сад возглавляли в 1952-76 гг. Мингазова Гульчира, Галиева Махира.
С 1950-92 гг. медобслуживание поселка находилось под ответственностью фельдшера Сапуновой Екатерины Семеновны.
Рамазанова Махинур доставляла почту, работала в клубе и библиотеке.
Гиматов Абдулкави Гиматович с 1950 года работал начальником ОРСа Сабинского леспромхоза.
Гиматова Майшараф Шаймулловна работала в библиотеке и в школе.
Начальниками нижнего склада были: 1955-59 – Амерханов Шамгун, 1959-61 – Тимерханов Вакиль, 1962-64 – Нуруллин Фаиз Нуруллович, 1964-77 – Мингалеев Ислам Мингалеевич, 1977-2007 – Сибгатуллин Марат Набиевич,2007-Ильясов Ильнур Каримович.
В 1961 году построена восьмилетняя школа, 1992 году построена средняя типовая школа.
1982 году сдан в эксплуатацию новый ясли - сад, 1984 году открытие нового клуба, в этот же год построили новую контору. 1986 году установили обелиск «Никто не забыт, ничто не забыто».1987 году установка артезианской скважины, а в 1989 году начало газификации поселка.
1993 году Постановлением Верховного Совета РТ образован Иштуганский сельский Совет, 1994 году построена мечеть, 1998 году построен асфальтный завод и 1999 году проложена асфальтная дорога Лесхоз - Иштуган.
В 2000 году заложен фундамент нового сельского клуба, а 2004 году сдан в эксплуатацию.
В 2008 году был обновлен центральный водопровод.
В 2011 году был проведен капитальный ремонт детского сада «Березка», открыта дополнительная группа.
В 2012 году в школе был проведен капитальный ремонт, созданы все условия для учащихся и учителей.
В Иштуганском доме культуры и в Иштуганском ФАП в период 2010 – 2015 годов был проведен ремонт. В 2015 году были сделаны работы по программе "Доступная среда": установлены пандусы и создана доступная и комфортная среда жизнедеятельности внутри здания для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Последнее обновление: 28 мая 2019 г., 08:12