ХАЗИАХМЕТОВ ТАВИЛЬ ГИНИАТОВИЧ

Хазиахметов Тавиль Ганиатович родился 3 февраля 1936 г. в дер. Юсуф-Алан Сабинского района Татар­ской АССР. Окончил КХУ (1952—1957) и ИЖСА (1957—1963), где специали­зировался в области книжной и станко­вой графики (гравюры) под руковод­ством профессора М. А. Таранова. В 1963г. вернулся в Казань, в 1963-1964 гг. работал в Таткнигоиздате, в 1964-1967 гг. — художником газеты «Яшь ленинчы», с 1967 г. - художни­ком журнала «Ялкын». С 1981 г. препо­дает в КХУ. Член Союза журналистов СССР- с 1969 г. Член СХ—с 1971 г. Член Правления СХ ТАССР (1971— 1975). Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1978); награжден Почетной грамотой Президиума Верхов­ного Совета Татарской АССР (1974), Почетными грамотами Та­тарского обкома ВЛКСМ, значком Центрального Совета Всесоюз­ной пионерской организации имени В. И. Ленина «За активную работу с пионерами».

Г. Г. Хазиахметов интересен и как живописец, прежде всего портретист, и как художник театра, и как журналист, чьи рисунки часто встречаются в газетах и журналах, и как человек, пишущий об искусстве,— пи­шущий, главным образом, для детей: ясно, просто, увлекательно. Во всем, к чему прикасается рука худож­ника, естественно проявляются его талант, вкус, худо­жественная культура, интеллект, эрудиция. При этом главная область творческих интересов и творческих достижений мастера, несомненно, связана с книжной, журнальной и станковой графикой Татарии. Здесь мож­но выделить два наиболее существенных аспекта твор­чества Т. Г. Хазиахметова.

Первый связан с развитием тематического эстампа. Одним из ранних крупных достижений в этом плане еще молодого художника была работа 1964 г. «Крановщица Гульсина». Небольшая гравюра, запечатлевшая облик обаятельной и мужественной девушки 60-х гг.— строительницы казанского завода «Оргсинтез», выдержала длительное испытание временем, стала одним из самых популярных произведений татарской печатной графики, главным героем которой является современник, человек труда. Свободно владея разными графическими техни­ками и способами печати (офорт, линогравюра, литогра­фия), Т. Г. Хазиахметов особенно много и плодотворно работал в технике обрезной гравюры на дереве, достигая исключительного линейного изящества, сочности пятна и  выразительности черно-белых контрастов. В этой технике созданы такие изумительные по своей ху­дожественной цельнодекоративной, ритмической выразительности и по глубине содержания, богатству нацио­нальной поэтики, отмеченные подлинной народностью произведения, как графические циклы «Слово народа правдиво» (по мотивам татарских пословиц, поговорок и «озорных» сказок), «Юсуф и Зулейха» (по мотивам поэмы классика татарской литературы Кол Гали «Кысса-Юсуф»).

Творческая роль Т. Г. Хазиахметова в увековечении образа Кол Гали, в создании иллюстраций к его бес­смертной поэме заслуживает особого внимания. В офор­млении художника (красочная суперобложка, изящные заставки к главам-фаслам) поэма «Кысса- и Юсуф» бы­ла издана Таткнигоиздатом в 1983 г.

Тематика станковой и книжной графики Т. Г. Хази­ахметова  сплошь и рядом тесно переплетается. Однако его работу над оформлением и иллюстрированием та­тарской книги — прежде всего современной книги для детей — следует выделить как второй, особый аспект и важнейший пласт творчества художника. Начав рабо­тать в Таткнигоиздате сразу после окончания института, Т. Г. Хазиахметов достиг в области книжной графики особенно значительных качественных результатов в конце 60-х  первой половине 70-х гг. В известном отно­шении его работы определили «лицо» художественной продукции Таткнигоиздата этого периода, ее лучшие достижения. Различны эмоциональные оттенки, сюжеты, вариации средств живописно-графической выразитель­ности в иллюстрациях Т. Г. Хазиахметова к книгам для детей и юношества. Здесь и мягкий юмор, и задорное веселье, и обстоятельное, подробное, убедительное в плотной реальности изображенных вещей «бытовое» по­вествование, и хрупкое хрустальное голубое царство мечты, и экзотика восточных сказок, и нежность к ми­ру природы, и романтика героических баллад о краснозвездных джигитах. При этом каждый рисунок худож­ника привлекает не только занимательностью сюжета и внешней красивостью ярких пятен, расцветающих на белоснежной странице книги многокрасочными звезда­ми, сверкающими узорами, но прежде всего гармоническим единством в выражении идеалов доброго и прекрасного, в раскрытии этической и эстетической программы.

1. Выставки в Татарской АССР: 60 (1958), 68 (1961), 72 (1963), 73 (1964), 76 (1965), 80 (1966), 85 (1967), 86 (1967- 1968), 89(1967), 93 (1968), 94 (1968), 98 (1969), 102 (1970), 105 (1970), 110 (1971), 125 (1974), 134 (1975), 136 (1976), 138 (1976), 147 (1977), 161 (1980), 166а (1981), 171 (1982-1983) и др.

2. Выставки художников Татарской АССР в других городах и республиках: 10 (1967), 12 (1972-1973), 13 (1976), 15 (1979), 17 (1980—1981).

3. Зональные выставки художников Поволжья: 8 (1964), 10 (1969), 12 (1974).

4.    Всероссийские художественные выставки а также выставки краев, областей и автономных республик РСФСР: 28 (1967), 33а (1968), 37 (1971), 49 (1976).

5.     Всесоюзные художественные выставки: 42 (1966).

6. Персональные и групповые (до трех участников) выставки: в Казани — под названием «Времена года»— в 1967 г., в 1977 г. (совместно с С. О. Лывиным, в связи с выдвижением работ па Государственную премию ТАССР имени Г. Тукая), в 1978 и 1984 гг.; в Москве-в 1971 г. (групповая выставка четырех художников в редакции журнала «Юность»),

Местонахождение работ в музеях: МИИ ТАССР, ГМ ТАССР, Музей Г. Тукая в Тукай-Кырлае, Мемориально-литературный музей A.М. Горького в Казани, Городская картинная галерея" в гор. Альметьевске.

Последнее обновление: 21 декабря 2017 г., 16:20

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International